Регулярные и наборы
1 евроцент, Словакия
ПодробнееКривань (словацк. Kriváň, польск. Krywań) — одна из вершин Высоких Татр. Высота над уровнем моря — 2494 м, перепад высоты от посёлка Три Студнички — 1353 м.
С востока Кривань ограничивает Важецкая долина, в конце которой расположено озеро Криванское Зелёное плесо. Из него берёт начало Белый Ваг — один из истоков реки Ваг, самой длинной на территории Словакии (406 км).
Туризм
Кривань принадлежит к числу легкодоступных пиков. Обычно к вершине поднимаются от озера Штрбске-Плесо, что не требует от туристов специальной подготовки. Перед более сложным подъёмом с того места, где туристическая тропа уходит от татранской автомагистрали на Три Студнички, можно сделать привал на берегу озера Ямское плесо (1 447 м).
История покорения
Считается, что первыми на Кривань поднялись в 1722 году Й. А. Чирбеш и его друзья, однако до них эту вершину несомненно покоряли охотники за кладами, искатели приключений или просто любопытные. Из известных личностей на Криване побывали, Р. Таусон, Бельсазар Аке и Г. Валенберг.
Первое описание восхождения на татранский пик оставил Даниель Шпеер (1636—1707) из Вроцлава: в середине XVII века он обучался в кежмарском лицее. Вместе с сокурсниками и преподавателем, который стал их проводником (и первым горным проводником в истории Татр), он отправился в трёхдневный поход. Из Беловодской долины группа поднялась на какую-то татранскую вершину близ горы Ломницки-Штит. В ту пору спишские жители именовали Ломницки-Штит «Дедкой», а Кежмарский Штит «Маткой» или «Бабичкой». То, что группа поднялась именно не на Ломницки-Штит, а по всей вероятности на Кежмарский Штит, ясно из описания: говоря об открывающихся видах, Шпеер упоминает вид на «Дедку». Первое конкретное описание подъёма на гору с уже известным названием Славковский Штит принадлежит перу протестантского пастора Юрая Бухгольца-старшего (1643—1725) из посёлка Велька-Ломница. Самый трудный для альпинистов подъём на Кривань ведёт через его предгорья, через Рамено Криваня (2 395 м), представляющий собой выступ в гребне между Криванем и горой Кратка.
Кривань в культуре
Кривань считается словацкой национальной вершиной, символом этой страны. Словаки его ценят так, как греки Олимп или чехи Ржип. Очень популярны ежегодные народные восхождения на Кривань. Первый такой поход был организован в 1841 году группой словаков, объединившихся вокруг общественного деятеля и патриота Людовита Штура. В походе 16 августа приняли участие Людовит Штур, Михал Годжа, Янко Краль, Гашпар Фейерпатаки-Белопотоцкий и многие другие.
Гора Кривань упоминается в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».
Легенда о возникновении горы Кривань
Сотворив мир, Бог призвал самого проворного Ангела и отправил на землю, чтобы тот разбросал из мешка природные красоты. Ангел выполнил наказ, пролетев по всему свету, и, наконец, оказался близ татранских великанов. Но плохо рассчитал высоту и зацепил крылом одну из вершин. Мешок, наполненный красотами, порвался, и высыпались из него великолепные горные потоки, озёра, луга и леса. По горам разбежались олени, серны, сурки, медведи и многие другие животные. А вершина пика так и осталась чарующе кривой…
(https://ru.wikipedia.org/)2 евроцента, Словакия
ПодробнееКривань (словацк. Kriváň, польск. Krywań) — одна из вершин Высоких Татр. Высота над уровнем моря — 2494 м, перепад высоты от посёлка Три Студнички — 1353 м.
С востока Кривань ограничивает Важецкая долина, в конце которой расположено озеро Криванское Зелёное плесо. Из него берёт начало Белый Ваг — один из истоков реки Ваг, самой длинной на территории Словакии (406 км).
Туризм
Кривань принадлежит к числу легкодоступных пиков. Обычно к вершине поднимаются от озера Штрбске-Плесо, что не требует от туристов специальной подготовки. Перед более сложным подъёмом с того места, где туристическая тропа уходит от татранской автомагистрали на Три Студнички, можно сделать привал на берегу озера Ямское плесо (1 447 м).
История покорения
Считается, что первыми на Кривань поднялись в 1722 году Й. А. Чирбеш и его друзья, однако до них эту вершину несомненно покоряли охотники за кладами, искатели приключений или просто любопытные. Из известных личностей на Криване побывали, Р. Таусон, Бельсазар Аке и Г. Валенберг.
Первое описание восхождения на татранский пик оставил Даниель Шпеер (1636—1707) из Вроцлава: в середине XVII века он обучался в кежмарском лицее. Вместе с сокурсниками и преподавателем, который стал их проводником (и первым горным проводником в истории Татр), он отправился в трёхдневный поход. Из Беловодской долины группа поднялась на какую-то татранскую вершину близ горы Ломницки-Штит. В ту пору спишские жители именовали Ломницки-Штит «Дедкой», а Кежмарский Штит «Маткой» или «Бабичкой». То, что группа поднялась именно не на Ломницки-Штит, а по всей вероятности на Кежмарский Штит, ясно из описания: говоря об открывающихся видах, Шпеер упоминает вид на «Дедку». Первое конкретное описание подъёма на гору с уже известным названием Славковский Штит принадлежит перу протестантского пастора Юрая Бухгольца-старшего (1643—1725) из посёлка Велька-Ломница. Самый трудный для альпинистов подъём на Кривань ведёт через его предгорья, через Рамено Криваня (2 395 м), представляющий собой выступ в гребне между Криванем и горой Кратка.
Кривань в культуре
Кривань считается словацкой национальной вершиной, символом этой страны. Словаки его ценят так, как греки Олимп или чехи Ржип. Очень популярны ежегодные народные восхождения на Кривань. Первый такой поход был организован в 1841 году группой словаков, объединившихся вокруг общественного деятеля и патриота Людовита Штура. В походе 16 августа приняли участие Людовит Штур, Михал Годжа, Янко Краль, Гашпар Фейерпатаки-Белопотоцкий и многие другие.
Гора Кривань упоминается в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».
Легенда о возникновении горы Кривань
Сотворив мир, Бог призвал самого проворного Ангела и отправил на землю, чтобы тот разбросал из мешка природные красоты. Ангел выполнил наказ, пролетев по всему свету, и, наконец, оказался близ татранских великанов. Но плохо рассчитал высоту и зацепил крылом одну из вершин. Мешок, наполненный красотами, порвался, и высыпались из него великолепные горные потоки, озёра, луга и леса. По горам разбежались олени, серны, сурки, медведи и многие другие животные. А вершина пика так и осталась чарующе кривой…
(https://ru.wikipedia.org/)5 евроцентов, Словакия
ПодробнееКривань (словацк. Kriváň, польск. Krywań) — одна из вершин Высоких Татр. Высота над уровнем моря — 2494 м, перепад высоты от посёлка Три Студнички — 1353 м.
С востока Кривань ограничивает Важецкая долина, в конце которой расположено озеро Криванское Зелёное плесо. Из него берёт начало Белый Ваг — один из истоков реки Ваг, самой длинной на территории Словакии (406 км).
Туризм
Кривань принадлежит к числу легкодоступных пиков. Обычно к вершине поднимаются от озера Штрбске-Плесо, что не требует от туристов специальной подготовки. Перед более сложным подъёмом с того места, где туристическая тропа уходит от татранской автомагистрали на Три Студнички, можно сделать привал на берегу озера Ямское плесо (1 447 м).
История покорения
Считается, что первыми на Кривань поднялись в 1722 году Й. А. Чирбеш и его друзья, однако до них эту вершину несомненно покоряли охотники за кладами, искатели приключений или просто любопытные. Из известных личностей на Криване побывали, Р. Таусон, Бельсазар Аке и Г. Валенберг.
Первое описание восхождения на татранский пик оставил Даниель Шпеер (1636—1707) из Вроцлава: в середине XVII века он обучался в кежмарском лицее. Вместе с сокурсниками и преподавателем, который стал их проводником (и первым горным проводником в истории Татр), он отправился в трёхдневный поход. Из Беловодской долины группа поднялась на какую-то татранскую вершину близ горы Ломницки-Штит. В ту пору спишские жители именовали Ломницки-Штит «Дедкой», а Кежмарский Штит «Маткой» или «Бабичкой». То, что группа поднялась именно не на Ломницки-Штит, а по всей вероятности на Кежмарский Штит, ясно из описания: говоря об открывающихся видах, Шпеер упоминает вид на «Дедку». Первое конкретное описание подъёма на гору с уже известным названием Славковский Штит принадлежит перу протестантского пастора Юрая Бухгольца-старшего (1643—1725) из посёлка Велька-Ломница. Самый трудный для альпинистов подъём на Кривань ведёт через его предгорья, через Рамено Криваня (2 395 м), представляющий собой выступ в гребне между Криванем и горой Кратка.
Кривань в культуре
Кривань считается словацкой национальной вершиной, символом этой страны. Словаки его ценят так, как греки Олимп или чехи Ржип. Очень популярны ежегодные народные восхождения на Кривань. Первый такой поход был организован в 1841 году группой словаков, объединившихся вокруг общественного деятеля и патриота Людовита Штура. В походе 16 августа приняли участие Людовит Штур, Михал Годжа, Янко Краль, Гашпар Фейерпатаки-Белопотоцкий и многие другие.
Гора Кривань упоминается в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».
Легенда о возникновении горы Кривань
Сотворив мир, Бог призвал самого проворного Ангела и отправил на землю, чтобы тот разбросал из мешка природные красоты. Ангел выполнил наказ, пролетев по всему свету, и, наконец, оказался близ татранских великанов. Но плохо рассчитал высоту и зацепил крылом одну из вершин. Мешок, наполненный красотами, порвался, и высыпались из него великолепные горные потоки, озёра, луга и леса. По горам разбежались олени, серны, сурки, медведи и многие другие животные. А вершина пика так и осталась чарующе кривой…
(https://ru.wikipedia.org/)10 евроцентов, Словакия
ПодробнееБратиславский Град (словацк. Bratislavský hrad) — центральный и самый важный замок в Братиславе, который многие века является неотъемлемой частью городской панорамы.
Монументальный Град, воссозданный из руин во второй половине XX века, символизирует больше тысячи лет словацкой истории, расположен на южном отроге Малых Карпат, на утёсе над левым берегом Дуная, у перекрёстка дорог международного значения. Град — одна из главных доминант города, входит в список национальных памятников культуры Словакии.
Внешний вид
В ансамбле Града доминирует могучее здание самого дворца, силуэт которого подчёркивают выступающая призма коронационной башни на юго-западной стороне и надстроенные над карнизом на трёх гранях крыши башни. Во времена Сигизмунда появились большие окна, каменные порталы, выразительным элементом является готико-ренессанское укрепление с двумя бастионами, вход в которые изначально был через ворота в двух сторонах башни.
В полной мере сохранились Корвиновы ворота на южной стороне укрепления, которые вели к городу и мосту. Фасад и пролёты — одни из лучших образцов позднеготической архитектуры Словакии. Во времена ренессанса появилась интересная часть укрепления с бастионом и ренессансными, так называемыми Леопольдовыми воротами; остеклённый эркер на восточной стороне замка демонстрирует вид здания во времена барокко. Южная стена с лёгкой аркадой демонстрирует тогдашнее ренессансное строительство в современном оформлении. Терезианское барокко проявляется на фасаде, украшенном высоким рядом пилястров и балконом перед представительным крылом на первом этаже, что оптически облегчает тяжёлый массив средневекового здания. В то же время происходит и изменение оформления Венских ворот, ведущих к главному входу во дворец, окаймлённому двумя приземистыми зданиями и торжественными башнями, которыми была усилена архитектура двора. В ареале Града — отдельно стоящие или примкнувшие к градской стене здания в стиле барокко: хозяйственные здания и конюшни. Частью паркового устройства является сохранённый фундамент великоморавской базилики и дворца, подчёркивающий важность этого места для народной истории.
Современное состояние
На территории дворца находятся экспозиции НР СР; а также историческое и частично археологическое отделения Словацкого народного музея. В Граде выставлены исторические экспозиции, содержащие ценные экспонаты народной истории с древности до наших дней (включая ценные археологические и нумизматические собрания), это общественная сокровищница народной культуры. Исторические экспозиции рассказывают как о развитии материальной и духовной культуры, так и о социальной и политической борьбе в Словакии. Со времён феодализма там находятся уникальные предметы искусств и ремесел, документы о развитии городов и жизни населения. Богато представлена и новейшая история — от начала капитализма до настоящего времени; ценные экспонаты народного искусства; внимания заслуживают крупнейшее нумизматическое собрание Словакии и собрание музыкальных инструментов. Археологическая часть экспонирует ценные первобытные находки (палеолитическая Венера из Мораван , фрагмент черепа неандертальца из Шали, уникальный клад золотых драгоценностей эпохи бронзового века из Барцы, находки из могил в Новых Кошарисках, кузнечные и сельскохозяйственные инструменты кельтской эпохи в Плавецком Поградье), памятники римских времён (ценные стеклянные, серебряные и другие предметы с Зогора, Высокой-при-Мораве и Русовец). Стоят внимания и драгоценности славянско-аварского погребения в Девинской Новой Веси и уникальные находки времён великоморавского государства. Постоянная экспозиция археологических находок носит название Сокровища давнего прошлого Словакии. Экспозиция принадлежит общественности.
Зал славы — интересная экспозиция Исторического музея в Братиславском Граде. Она находится на втором этаже Града. Там выставлены все главные трофеи словацкого хоккея, включая бронзовую награду Чемпионата мира по хоккею 2003 года.
В новой пристройке в западной части Града находится канцелярия депутатов Народной рады Словацкой республики.
(https://ru.wikipedia.org/)20 евроцентов, Словакия
ПодробнееБратиславский Град (словацк. Bratislavský hrad) — центральный и самый важный замок в Братиславе, который многие века является неотъемлемой частью городской панорамы.
Монументальный Град, воссозданный из руин во второй половине XX века, символизирует больше тысячи лет словацкой истории, расположен на южном отроге Малых Карпат, на утёсе над левым берегом Дуная, у перекрёстка дорог международного значения. Град — одна из главных доминант города, входит в список национальных памятников культуры Словакии.
Внешний вид
В ансамбле Града доминирует могучее здание самого дворца, силуэт которого подчёркивают выступающая призма коронационной башни на юго-западной стороне и надстроенные над карнизом на трёх гранях крыши башни. Во времена Сигизмунда появились большие окна, каменные порталы, выразительным элементом является готико-ренессанское укрепление с двумя бастионами, вход в которые изначально был через ворота в двух сторонах башни.
В полной мере сохранились Корвиновы ворота на южной стороне укрепления, которые вели к городу и мосту. Фасад и пролёты — одни из лучших образцов позднеготической архитектуры Словакии. Во времена ренессанса появилась интересная часть укрепления с бастионом и ренессансными, так называемыми Леопольдовыми воротами; остеклённый эркер на восточной стороне замка демонстрирует вид здания во времена барокко. Южная стена с лёгкой аркадой демонстрирует тогдашнее ренессансное строительство в современном оформлении. Терезианское барокко проявляется на фасаде, украшенном высоким рядом пилястров и балконом перед представительным крылом на первом этаже, что оптически облегчает тяжёлый массив средневекового здания. В то же время происходит и изменение оформления Венских ворот, ведущих к главному входу во дворец, окаймлённому двумя приземистыми зданиями и торжественными башнями, которыми была усилена архитектура двора. В ареале Града — отдельно стоящие или примкнувшие к градской стене здания в стиле барокко: хозяйственные здания и конюшни. Частью паркового устройства является сохранённый фундамент великоморавской базилики и дворца, подчёркивающий важность этого места для народной истории.
Современное состояние
На территории дворца находятся экспозиции НР СР; а также историческое и частично археологическое отделения Словацкого народного музея. В Граде выставлены исторические экспозиции, содержащие ценные экспонаты народной истории с древности до наших дней (включая ценные археологические и нумизматические собрания), это общественная сокровищница народной культуры. Исторические экспозиции рассказывают как о развитии материальной и духовной культуры, так и о социальной и политической борьбе в Словакии. Со времён феодализма там находятся уникальные предметы искусств и ремесел, документы о развитии городов и жизни населения. Богато представлена и новейшая история — от начала капитализма до настоящего времени; ценные экспонаты народного искусства; внимания заслуживают крупнейшее нумизматическое собрание Словакии и собрание музыкальных инструментов. Археологическая часть экспонирует ценные первобытные находки (палеолитическая Венера из Мораван , фрагмент черепа неандертальца из Шали, уникальный клад золотых драгоценностей эпохи бронзового века из Барцы, находки из могил в Новых Кошарисках, кузнечные и сельскохозяйственные инструменты кельтской эпохи в Плавецком Поградье), памятники римских времён (ценные стеклянные, серебряные и другие предметы с Зогора, Высокой-при-Мораве и Русовец). Стоят внимания и драгоценности славянско-аварского погребения в Девинской Новой Веси и уникальные находки времён великоморавского государства. Постоянная экспозиция археологических находок носит название Сокровища давнего прошлого Словакии. Экспозиция принадлежит общественности.
Зал славы — интересная экспозиция Исторического музея в Братиславском Граде. Она находится на втором этаже Града. Там выставлены все главные трофеи словацкого хоккея, включая бронзовую награду Чемпионата мира по хоккею 2003 года.
В новой пристройке в западной части Града находится канцелярия депутатов Народной рады Словацкой республики.
(https://ru.wikipedia.org/)50 евроцентов, Словакия
ПодробнееБратиславский Град (словацк. Bratislavský hrad) — центральный и самый важный замок в Братиславе, который многие века является неотъемлемой частью городской панорамы.
Монументальный Град, воссозданный из руин во второй половине XX века, символизирует больше тысячи лет словацкой истории, расположен на южном отроге Малых Карпат, на утёсе над левым берегом Дуная, у перекрёстка дорог международного значения. Град — одна из главных доминант города, входит в список национальных памятников культуры Словакии.
Внешний вид
В ансамбле Града доминирует могучее здание самого дворца, силуэт которого подчёркивают выступающая призма коронационной башни на юго-западной стороне и надстроенные над карнизом на трёх гранях крыши башни. Во времена Сигизмунда появились большие окна, каменные порталы, выразительным элементом является готико-ренессанское укрепление с двумя бастионами, вход в которые изначально был через ворота в двух сторонах башни.
В полной мере сохранились Корвиновы ворота на южной стороне укрепления, которые вели к городу и мосту. Фасад и пролёты — одни из лучших образцов позднеготической архитектуры Словакии. Во времена ренессанса появилась интересная часть укрепления с бастионом и ренессансными, так называемыми Леопольдовыми воротами; остеклённый эркер на восточной стороне замка демонстрирует вид здания во времена барокко. Южная стена с лёгкой аркадой демонстрирует тогдашнее ренессансное строительство в современном оформлении. Терезианское барокко проявляется на фасаде, украшенном высоким рядом пилястров и балконом перед представительным крылом на первом этаже, что оптически облегчает тяжёлый массив средневекового здания. В то же время происходит и изменение оформления Венских ворот, ведущих к главному входу во дворец, окаймлённому двумя приземистыми зданиями и торжественными башнями, которыми была усилена архитектура двора. В ареале Града — отдельно стоящие или примкнувшие к градской стене здания в стиле барокко: хозяйственные здания и конюшни. Частью паркового устройства является сохранённый фундамент великоморавской базилики и дворца, подчёркивающий важность этого места для народной истории.
Современное состояние
На территории дворца находятся экспозиции НР СР; а также историческое и частично археологическое отделения Словацкого народного музея. В Граде выставлены исторические экспозиции, содержащие ценные экспонаты народной истории с древности до наших дней (включая ценные археологические и нумизматические собрания), это общественная сокровищница народной культуры. Исторические экспозиции рассказывают как о развитии материальной и духовной культуры, так и о социальной и политической борьбе в Словакии. Со времён феодализма там находятся уникальные предметы искусств и ремесел, документы о развитии городов и жизни населения. Богато представлена и новейшая история — от начала капитализма до настоящего времени; ценные экспонаты народного искусства; внимания заслуживают крупнейшее нумизматическое собрание Словакии и собрание музыкальных инструментов. Археологическая часть экспонирует ценные первобытные находки (палеолитическая Венера из Мораван , фрагмент черепа неандертальца из Шали, уникальный клад золотых драгоценностей эпохи бронзового века из Барцы, находки из могил в Новых Кошарисках, кузнечные и сельскохозяйственные инструменты кельтской эпохи в Плавецком Поградье), памятники римских времён (ценные стеклянные, серебряные и другие предметы с Зогора, Высокой-при-Мораве и Русовец). Стоят внимания и драгоценности славянско-аварского погребения в Девинской Новой Веси и уникальные находки времён великоморавского государства. Постоянная экспозиция археологических находок носит название Сокровища давнего прошлого Словакии. Экспозиция принадлежит общественности.
Зал славы — интересная экспозиция Исторического музея в Братиславском Граде. Она находится на втором этаже Града. Там выставлены все главные трофеи словацкого хоккея, включая бронзовую награду Чемпионата мира по хоккею 2003 года.
В новой пристройке в западной части Града находится канцелярия депутатов Народной рады Словацкой республики.
(https://ru.wikipedia.org/)1 евро, Словакия
ПодробнееВ центре внутреннего диска изображен византийский крест на трех возвышенностях, символизирующие горные массивы Словакии – Татры, Фатры и Матру. Справа от креста полукругом нанесено название страны-эмитента «SLOVENSKO» («СЛОВАКИЯ»). Внизу выгравированы год эмиссии монеты, знаки монетного двора в Кремнице и дизайнера Ivan Rehak («IR»). По внешнему кольцу размещены 12 звёзд Европейского Союза.
2 евро, Словакия
ПодробнееВ центре внутреннего диска изображен византийский крест на трех возвышенностях, символизирующие горные массивы Словакии – Татры, Фатры и Матру. Справа от креста полукругом нанесено название страны-эмитента «SLOVENSKO» («СЛОВАКИЯ»). Внизу выгравированы год эмиссии монеты, знаки монетного двора в Кремнице и дизайнера Ivan Rehak («IR»). По внешнему кольцу размещены 12 звёзд Европейского Союза.