Регулярные и наборы
1 евроцент, Италия
ПодробнееКастель-дель-Монте (итал. Castel del Monte — «замок на горе») — замок на юге Италии, в 16 км от города Андрия, в месте под названием «Terra di Bari». Выдающееся сооружение времён императора Фридриха II Гогенштауфена, Кастель дель Монте считается одним из самых известных средневековых замков в мире.
История сооружения
Кастель-дель-Монте был сооружён в период с 1240 по 1250 год. Архитектор неизвестен (возможно, в разработке замысла принимал участие сам Фридрих). Первоначально назывался castrum Sancta Maria de Monte по имени монастыря (Мария-дель-Монте), который был расположен на том же месте. В современном сооружении не сохранилось никаких следов первоначального монастыря, как не сохранились и исторические описания его формы и интерьера. Полагают, что отделочные работы в замке не были доведены до конца.
Архитектурные особенности
Кастель-дель-Монте представляет собой правильный восьмиугольник. На углах замка находятся башни, также выстроенные в виде восьмиугольников. Длина каждой стороны основного восьмиугольника — 16,5 м, а стороны восьмиугольников башен — порядка 3,1 м. Высота стен — 25 м, высота башен — 26 м. Конструкция замка имеет следующую особенность — две стороны башни состыкованы с одной из сторон основного восьмиугольника. Главный вход замка направлен на восток.
Кастель-дель-Монте часто называют известнейшим замком мира, однако это сооружение не является замком в точном значении этого слова. У него отсутствуют ров, вал и подъёмный мост. Нет также помещений для припасов, конюшен, отдельной кухни. Необычен вход в замок, который выполнен как портал готического храма. Функциональное назначение замка загадочно. Ранее предполагалось, что он был задуман как охотничья резиденция императора, однако внутренние помещения были, по мнению некоторых исследователей, слишком богато украшены и обставлены для «охотничьего домика».
Кастель-дель-Монте — двухэтажное сооружение с плоской крышей. Снаружи здание представляет собой правильный восьмиугольник со стороной 16,5 м. На каждом углу находится также восьмиугольная башня. Точно на половине высоты по всему периметру проходит небольшой карниз, разделяющий этажи. Второй карниз, отделяющий цоколь здания, проходит на высоте примерно 2 м. Внутренний двор также представляет собой правильный восьмиугольник. Высота стен от поверхности внутреннего двора — 20,5 м, угловые башни лишь немного выше.
Портал главного входа обращён строго на восток. На противоположной, западной стене находится второй вход. Здание построено из отшлифованного известняка, колонны, обрамления окон и порталы — мраморные. На каждой стороне внешней стены имеются два окна — одноарочное на первом и двухарочное на втором этаже. Лишь одно окно второго этажа — северное — имеет три арки.
Внутренние помещения представляют собой 16 правильных трапеций, по восемь на каждом этаже. В угловых башенках находятся гардеробы, туалеты и винтовые лестницы. Интересно, что лестницы закручиваются не вправо, как это целесообразно для обороны, а влево, следуя за природой, например, панцирь улитки. Во внутренний двор ведут три портала на первом этаже, кроме того, на втором этаже есть также три двери, через которые когда-то можно было попасть на ныне отсутствующий кольцевой деревянный балкон. Кроме того, в стенах двора расположены и другие маленькие окна, так что свет проникает в каждое помещение как через внешнюю, так и через внутреннюю стену.
Хотя все помещения, как первого, так и второго этажей, имеют одинаковую форму, они отличаются друг от друга расположением дверей. Два зала первого этажа соединяются с внешним миром через восточный и западный портал, но не имеют выходов во внутренний двор, а соединяются с другими залами. Кроме проходных залов, имеющих 2-3 двери, есть т. н. концевые, в которых лишь одна дверь. Таких залов 4 — по два на каждом этаже. Каждый из последних имеет камин и проход в туалет, расположенный в смежной башне. Туалеты хорошо проветривались через шлицы в стенах и промывались водой из баков, расположенных на крыше. Один из конечных залов второго этажа принято называть тронным. Его окно выходит на восток и расположено над главным порталом. В нём отсутствуют камин и туалет.
(https://ru.wikipedia.org/)2 евроцента, Италия
ПодробнееМо́ле Антонеллиа́на (итал. Mole Antonelliana) — экспериментальное здание высотой в 167,5 метров, возведённое в XIX веке архитектором Алессандро Антонелли в итальянском городе Турине. Подобно парижской Эйфелевой башне, здание со временем стало восприниматься как символ Турина. До 2011 года было высочайшим зданием Италии.
Башня была заложена как главная синагога страны в 1863 году, когда Турин служил столицей всей Италии. Архитектор Антонелли, который только что закончил возведение 120-метрового купола базилики Сан-Гауденцио в провинциальной Новаре, пообещал уложиться в бюджет, составлявший 280 тысяч лир. Однако к 1876 году расходы превысили 620 тысяч лир, а высота всё ещё недостроенного здания по настоянию архитектора была увеличена с 66 до 167,5 метров.
Еврейская община отказалась продолжать финансирование проекта и передала его городским властям, которые и завершили строительство в 1889 году, уже после смерти Антонелли. В 1908 году в здание въехал Музей Рисорджименто, который стал, таким образом, самым высотным музеем в мире. В 1938 году музей был переведён в палаццо Кариньяно, а его место в 2000 году занял новообразованный Национальный музей кинематографии.
Архитектурный облик Моле Антонеллиана был искажён 23 мая 1953 года, когда смерч снёс 47-метровый шпиль башни. Реставрационные работы проводились в 1961 году. И по сей день Моле Антонеллиана остаётся самым высоким кирпичным зданием Европы.
(https://ru.wikipedia.org/)5 евроцентов, Италия
ПодробнееКолизе́й (лат. Сolosseum), или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в низине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевым холмами.
Строительство самого большого амфитеатра античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.
Этимология названия
Происхождение названия амфитеатра до сих пор вызывает споры. По традиционной версии оно происходит от слова «огромный, колоссальный». Однако в древности так здание никогда не называли. По другой версии позднейшее название возникло в воспоминание о том, что рядом с амфитеатром находился «Колосс» — огромная статуя бога Солнца Гелиоса, переделанная из статуи императора Нерона. Колосс Гелиоса на фоне Амфитеатра часто изображали на старинных гравюрах. Место, где он стоял, в наши дни отмечено квадратным подиумом. Однако, как отмечала российская итальянистка Е. В. Фёдорова, итальянские историки обратили внимание на то, что в римском диалекте и сейчас амфитеатр называется не Colosseo, а Coliseo, и таким образом отсутствует прямая связь со словом colosso (гигант). Возникло предположение, что слово Coliseo образовалось из Collis Isaeum («Холм, на котором находится Изэум» — святилище египетской богини Исиды). Храм богини действительно находился поблизости, на Палатинском холме.
Предпосылки строительства
История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение Сената заставили императора Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима. Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне, закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, которого в наши дни называют просто Веспасианом.
До того как стать императором, Веспасиан принимал участие в подавлении восстания иудеев, начавшегося в 66 году. После этого Веспасиан вместе с Титом в богатых восточных провинциях собирал налоги, чтобы привести в порядок государственные финансы, расстроенные Нероном и гражданской войной. Они возвратились в Рим в 71 году, чтобы отпраздновать победу над иудеями.
Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своём предшественнике Нероне. Оставалась нерешённой непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как его называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нём имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр, предназначенный для развлечений народа. Это было хорошо взвешенное решение: постройкой амфитеатра земли, которыми пользовался Нерон, передавались народу.
(https://ru.wikipedia.org/)10 евроцентов, Италия
Подробнее«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere) — картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5 × 278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились на вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Большинство историков искусства сходятся в мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшего виллой Кастелло в 1486 году. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье. Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. Также есть версия, что Боттичелли написал «Рождение Венеры» не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи она попала позднее.
Описание Бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Представляется маловероятным, что Боттичелли был знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Так, библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, которая символизировала гуманизм, милосердие и любовь, при этом её красота вела смертных на небеса.
Даже если Полициано или Фичино не были прямыми советчиками Боттичелли, их работы подготовили общественное мнение к восприятию образа обнажённой античной богини, и художник мог работать над своим произведением не боясь осуждения или непонимания со стороны сограждан.
В 1987 году была завершена реставрация картины. С неё был удалён слой лака, нанесённый через некоторое время после того, как Боттичелли закончил работу над ней, и превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налёт.
Сюжет
Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты).
Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки или морского гребешка, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (римский аналог — Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.
(https://ru.wikipedia.org/)20 евроцентов, Италия
ПодробнееУмбе́рто Боччо́ни (итал. Umberto Boccioni; 19 октября 1882, Реджо-ди-Калабрия — 17 августа 1916, Верона) — итальянский художник, скульптор и теоретик футуризма.
Биография
Отец — Раффаэле Боччони, мать — Чечилия Форлани.
В 1897 году Боччони посещал технический лицей, после получения диплома сотрудничал с местными газетами. В 1901 году переехал в Рим, обучался живописи в Scuola Libera del Nudo (вольная школа обнажённой натуры) при Академии изящных искусств в Риме. Одновременно вместе с Джино Северини изучал технику пуантилизма у Джакомо Балла (1898—1902). В 1901-1902 годах Балла знакомит Северини и Боччони со своей, развитой из дивизионизма техникой живописи и составляет с ними два манифеста футуризма (в 1910 году). Посетил Париж (1902), Берлин и Петербург (1903—1904). В 1906 году изучал импрессионизм и постимпрессионизм в Париже. В конце 1906 — начале 1907 года посещал курсы рисования в Академии изящных искусств (Венеция). В 1907 году поселился в Милане, где познакомился с представителями футуризма. Особое влияние на Боччони оказал Филиппо Маринетти — основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе, автора «Манифеста футуризма» (1909). Боччони адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи».
Боччони стал одним из главных теоретиков движения. Он также решил заняться скульптурой в 1912 году после посещения парижских студий Жоржа Брака, Александра Архипенко, Константина Брынкуши, Раймона Дюшан-Вийона и, вероятно, Медардо Россо. В том же году он вместе с другими футуристами выставил свои работы в галерее Бернхайма-младшего, в 1913 году была организована выставка скульптур. Работы, созданные под влиянием увиденного в Париже, в свою очередь оказали влияние на творчество скульпторов-кубистов, особенно Раймона Дюшан-Вийона.
После начала Первой мировой войны Боччони был призван в армию, в артиллерийский полк близ Вероны. 16 августа 1916 года он случайно упал с лошади во время тренировочных упражнений кавалерии и, получив смертельную травму, умер на следующий день.
(https://ru.wikipedia.org/)50 евроцентов, Италия
ПодробнееКонная статуя Марка Аврелия — бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме во Дворце консерваторов Капитолийских музеев. Была создана в 176 году.
История
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».
В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Микеланджело спроектировал площадь, а также мраморный постамент для статуи. На нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».
Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum) поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.
В 1981 году началась реставрация скульптуры. Восстановлением статуи занималась группа специалистов Института консервации и реставрации (итал. Istituto Superiore per la Conservazione ed il Restauro) в Риме. 11 апреля 1990 года торжественно, при большом стечении народа, статуя была возвращена на Капитолийский холм.
21 апреля 1997 года на постамент работы Микеланджело была помещена точная бронзовая копия статуи.
В 2005 году завершилась реконструкция Дворца консерваторов. Одно из помещений получило название Экседра Марка Аврелия, куда и была перенесена статуя, хранившаяся до этого в Новом дворце.
(https://ru.wikipedia.org/)1 евро, Италия
ПодробнееВитрувиа́нский человек (лат. Homo vitruvianus) — изображение, созданное Леонардо да Винчи примерно в 1490—1492 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), и помещённый в одном из его дневников. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат.
Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями». Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 24,5 × 34,3 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции. Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как это описано в трактате античного архитектора Витрувия «Об архитектуре» (Книга III, глава I):
длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна длине ладони;
ступня составляет четыре ладони;
локоть составляет шесть ладоней;
высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони);
шаг равняется четырём ладоням;
размах человеческих рук равен его росту;
расстояние от линии волос до подбородка составляет ⅒ его высоты;
расстояние от макушки до подбородка составляет ⅛ его высоты;
расстояние от макушки до сосков составляет ¼ его высоты;
максимум ширины плеч составляет ¼ его высоты;
расстояние от локтя до кончика руки составляет ¼ его высоты;
расстояние от локтя до подмышки составляет ⅛ его высоты;
длина руки составляет ⅖ его высоты;
расстояние от подбородка до носа составляет ⅓ длины его лица;
расстояние от линии волос до бровей ⅓ длины его лица;
длина ушей ⅓ длины лица;
пупок является центром окружности.
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений итальянского ренессанса.
Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром окружности является пуп фигуры, а центром квадрата — гениталии.
Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом. В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую копию знаменитого рисунка «Витрувианский человек» для того, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам экологического равновесия.
В 2012 году, однако, были опубликованы сообщения о том, что первым наглядное изображение «витрувианского человека» нарисовал не Леонардо, а его друг Джакомо Андреа да Феррара (итал. Iacomo Andrea da Ferrara), детально исследовавший труды Витрувия, — хотя его рисунок и несоизмеримо уступает рисунку Леонардо в отношении художественных достоинств.
(https://ru.wikipedia.org/)2 евро, Италия
ПодробнееДа́нте Алигье́ри (итал. Dante Alighieri, полное имя Дуранте дельи Алигьери, последняя декада мая 1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321) — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.
Краткая хронология жизни и творчества
1265 — рождение.
1274 — первая встреча с Беатриче.
1283 — вторая встреча с Беатриче.
1290 — смерть Беатриче.
1292 — создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»).
1296/97 — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле.
1298 — женитьба на Джемме Донати.
1300/01 — приор Флоренции.
1302 — изгнан из Флоренции.
1304—1307 — Трактат «Пир».
1304—1306 — трактат «О народном красноречии».
1306—1321 — создание «Божественной комедии».
1308/09 — Париж.
1310/11 — возвращение в Италию.
1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции.
1316—1317 — поселился в Равенне.
1321 — как посол Равенны отправляется в Венецию.
В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну.
(https://ru.wikipedia.org/)