Венский сецессион (нем. Wiener Secession / Sezession, от лат. secessio — отделение, уход) — выставочное и творческое объединение молодых австрийских художников, выступивших в эпоху Fin de siècle (ар нуво) против рутины академического искусства. Благодаря деятельности художников объединения венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.
История
Венский сецессион основан 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Альфредом Роллером, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на академизм и историзм. Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы. Поводом для создания организации, которая вначале называлась «Объединение художников Австрии», послужил отказ принять работы Г. Климта на академическую выставку в венском Доме художников. Новое объединение возглавил Рудольф фон Альт. Вначале группа включала девятнадцать членов, но позднее их количество возросло. К Сецессиону примкнули видные литераторы — Г. фон Гофмансталь, К. Гамсун, А. Рильке, М. Метерлинк, а также музыканты — А. Шёнберг, А. фон Веберн.
В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера, на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле (Wienzeile) недалеко от площади Карлсплац (Karlsplatz) и рынка Нашмаркт (Naschmarkt) был возведён выставочный павильон в характерном геометрическом стиле венского модерна, который венцы сокращённо называют «Сецессионом». Здание Сецессиона состоит из нескольких массивных кубических объёмов, над которыми вознесён ажурный купол, сверкающий на солнце тысячами золочёных лавровых листьев, символизирующих молодость искусства. Членения здания экономно подчёркнуты лаконичным «вагнерианским» орнаментом. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления сецессионистов. Над входом, золотыми буквами начертан девиз Сецессиона, придуманный венским критиком и историографом движения Людвигом Хевеши: «Der Zeit Ihre Kunst, Der Kunst Ihre Freiheit» (Каждому времени своё искусство, каждому искусству своя свобода). Слева от входа имеется также надпись: «Ver Sacrum» (с лат. — «весна священная») — название альманаха, который издавал Рудольф фон Альт.
Внутри небольшого по размеру здания имеется выставочный зал с верхним светом, для которого Густав Климт создал знаменитый «Бетховенский фриз», впервые показанный на XIV выставке «Объединения художников Венского Сецессиона», проходившей в 1902 году и посвящённой Людвигу ван Бетховену. В центре зала установлена статуя Бетховена работы Макса Клингера. Из-за необычной архитектуры венцы в шутку называли здание Сецессиона «гробницей», «восточным мавзолеем», «гибридом оранжереи и известковой печи».
За восемь лет существования (1897—1905) члены Сецессиона провели более двух десятков выставок. Кроме австрийских художников в выставках венского Сецессиона принимали участие А. Галлен-Каллела, П. Пюви де Шаванн, К. Менье, Дж. Уистлер, А. Менцель, М. Либерман, О. Роден, Дж. Сегантини, И. Сулоага, Ф. Ходлер и многие другие. Близок объединению по своей эстетической программе был венский архитектор Адольф Лоос, опубликовавший в 1913 году свою знаменитую статью «Орнамент и преступление». Благодаря Сецессиону венской публике стали известны французские импрессионисты. До момента распада объединения в 1905 году был выпущен сборник статей Л. Хевеши «Восемь лет Сецессиона» и двенадцать выпусков альманаха «Ver Sacrum».
Ранние работы художников Сецессиона оставались главным образом в рамках стиля ар нуво, но после Восьмой Венской выставки 1900 года, целиком посвящённой декоративному искусству, творчество группы становится более революционным. На этой выставке были представлены архитектурные проекты Чарльза Ренни Макинтоша, Чарльза Роберта Эшби, Анри Ван де Велде. Построенный Йозефом Хоффманом Санаторий Пуркерсдорф (1904—1906) продемонстрировал геометрический стиль, повторенный в специально разработанном для этого проекта черно-белом кубическом кресле Коломана Мозера. Подобные образцы «сецессионизма» начала XX века приближали приход геометрической абстракции модернизма и архитектуры функционализма.
В 1903 году Хоффман и Мозер основали Венские мастерские (Wiener Werkstätte) — производственное сообщество архитекторов, художников, ремесленников, коммерсантов и представителей изобразительного искусства, ставившее целью реформирование художественного ремесла. Венские мастерские считают одним из главных достижений художников Сецессиона. Идейным вдохновителем движения был Отто Вагнер — признанный глава новой венской архитектурной школы. Однако в самом объединении назревал раскол — конфликт между декоративистами, или «стилистами» (определение Л. Хевеши), их лидером был Г. Климт, и «конструктивистами» (Й. Хоффман, К. Мозер). В 1901 году из-за разногласий из объединения вышел Й. Ольбрих, в 1905 году — Г. Климт и К. Мозер. Эту дату считают завершением деятельности организации.
Деятельность венского Сецессиона имела важное значение для формирования европейского функционализма. Она оказала влияние и на искусство стран, входивших до ноября 1918 в состав Австро-Венгрии, в частности, Хорватии, Чехии, Польши, западного региона Украины, и особенно Львова.
(https://ru.wikipedia.org/)
Отзывы
Отзывов пока нет.